MUSIC PARTY FON :)
Тысяча и одна маска Дэвида Боуи /27.09.1999/

В то время, когда вы будете читать данные строки, Дэвид Боуи, наверное, выпустит свою очередную пластинку. Наверное, она даже будет называться "Hours", а может быть как-то по-другому: музыканты народ чрезвычайно импульсивный и жутко непостоянный - все любят менять в последнюю минуту. А уж по части изменений и всяких там перевоплощений Дэвиду Боуи равных нет. Позавчера это был Майор Том в обтягивающем костюме, жутком гриме и цветом волос неземного происхождения. Вчера это Зигги Стардаст - межзвездный странник с гитарой в руках. Сегодня это Тощий Бледный Герцог… А в образе кого явится Боуи завтра ведомо только самому Боуи да дьяволу.

Какой же диагноз можно поставить музыканту, который без оглядки прыгает "из кожи в кожу", из одного музыкального направления в другое, который пытается ввести в священный пантеон рок-музыки всяких там техно-электронных и брейк-битовых божков? Для того, чтобы "любить" Боуи нужно быть по меньшей мере неврастеником. За 30 с лишним лет в музыке Дэвид Боуи так и не стал "своим" исполнителем ни для одной категории слушателей. Хотел он этого или нет - неизвестно, только образ певца "рассыпался" на добрый десяток ускользающих в прошлое Боуи, каждый из которых оставил свой след в определенном музыкальном направлении, просверкав там "нужное" время.

Три первых альбома критики и слушатели благополучно проигнорировали: перед Боуи встала жесткая необходимость перемен. Время призывало к необходимости создания принципиально нового образа, обязательно с претензией на шокирующую сенсацию, чтобы завоевать умы любопытствующих масс. Такой сенсацией и стал Майор Том - первая успешная маска Боуи. (Разноцветные глаза очень помогли в создании имиджа человека с другой планеты.) Хит-сингл певца "Space Oddity", вышедший осенью 1969 года и рассказывающий о космических похождениях Майора Тома, который не желает возвращаться на Землю, заинтриговал слушателей.

Позднее Майор Том успешно перевоплотился в Зигги Стардаста. Раздвоенная личность в лице Зигги-Боуи сотворила парочку альбомов: "The Rise And Fall Of Ziggy Stardust And The Spiders From Mars" (1972) и "Aladdin Sane" (1973), после чего Боуи заявил о "самоубийстве" автора-исполнителя. Конечно же музыкант не собирался сводить счеты с жизнью или, хотя бы, уходить из музыки. Речь шла о смерти музыкальной карьеры Зигги Стардаста и очередной смене масок непостоянного и таинственного Дэвида Боуи. Уход получился, кстати, очень красивым и драматичным. Фанаты это оценили, но даже самые стойкие навряд ли отважились бы последовать за больным гением Боуи в очередные непроходимые музыкальные дебри. А Боуи все было нипочем. В 74 году он выпустил пластинку "Diamond Dogs" - глэм-роковое прочтение романа Дж. Оруэлла. Кстати, именно "глэмщикам" рок-музыка обязана внедрением в обиход сверкающих тряпок и немыслимого грима. В подобном обличии музыканты жуть как любили наводить благоговейный трепет на слушателей.
Следующий альбом "Young Americans" (1975) был написан аж в стиле "соул". Последующие пластинки отражают разброд и шатание души музыканта, заплутавшей в кокаиновых трущобах. Но тем не менее, каждый раз Боуи с неистовым оптимизмом брался за сотворение очередного альбома, и каждый раз у него получалось что-то более-менее удобоваримое.

Но зачем, спрашивается, чертовски талантливому Боуи уподобляться ящерице: холодной, невесомой, ускользающей, доводя до белого коления своих несчастных поклонников, которые не в состоянии перемещаться за музыкантом из глэм-рока в техно, из соула в брейк-бит?… Что это интересно: желание всеобъемлющей славы? Так Боуи мог бы спокойно, год за годом, пропахивать плодородную ниву глэм-рока и сочные плоды славы завалили бы неутомимого гения с ног до головы. Может это примитивное, болезненное стремление заработать очередной миллион или купить 1001 автомобиль? Навряд ли. Скорей всего череда масок Боуи - это кривая времени, где рэйвер 90-х протягивает руку рокеру 70-х. Боуи - личность, завороженная новыми техническими изысками, жаждущая все испробовать на себе.

Вся жизнь для Боуи - игра. Кажется, для него нет ничего проще, чем не быть собой. Может быть поэтому, после неудач с дисками "Tonight" (1984) и "Never Let Met Down" (1987), которые не имели никаких новаторских идей, музыкант бросился в омут кинематографической карьеры. Под впечатлением его роли в бродвейской постановке "Человек-слон"(1979), талант Боуи был нарасхват. Фильмы "Голод", где он сыграл с Катрин Денев, "С Рождеством Вас, мистер Лоуренс", "Лабиринт", "Последнее искушение Христа" вызвали огромный ажиотаж.

Но если бы Боуи не состоялся как музыкант или актер, он наверняка бы прославился как художник. Ему удалось использовать знание художественного искусства в своем музыкальном творчестве. В кокой бы стилистике он не работал, изящество и богатство композиции прослеживаются настолько, насколько того хочет Боуи: "Когда мне кажется, что вещь получается очень уж "красивой" я одергиваю себя и отхожу от мелодики".

После первого и внезапного проникновения в творчество этого самобытного музыканта в голове остаются руины потревоженных мыслей, образованных чехардой и нагромождением стилей непричесанной, взъерошенной музыки, а сам Боуи кажется одиозной и не самой приятной фигурой, любящей эпатировать публику. Но по части шокирования почтенной аудитории старика Боуи давно догнал и перегнал господин Мэрилин Мэнсон. А что касается Бледного Тощего Герцога- то немного излишества, на мой взгляд, никогда нелишни.

         

 

Hosted by uCoz