Мысли
о "Мумий Тролле"
или очередная попытка анализа творчества.
/26.10.2000/
|
|
Мысль
ПЕРВАЯ (вводно-пессимистическая)
Ну что, собственно, нового можно еще сказать о группе "Мумий Тролль"?
За 3 года славы и 15 лет рабского труда на музу Илья Лагутенко может
рассчитывать ну не то чтобы на "памятник нерукотворный" в
свою честь, но на небольшой монумент, пожалуй. Наверное, количеству
статей о "Мумий Тролле", составивших бы в совокупности многопудовое
собрание сочинений, позавидовали бы даже Маркс с Энгельсом.
Кого еще до сих пор мучает название группы (мол, почему "Мумий
Тролль", а не "Крокодил Гена" или "Винни Пух"),
советую заглянуть в книжицу Александра Кушнера "Правда о мумиях
и троллях". Окажется, что не все так просто. Название имеет под
собой глубокий философский подтекст, к которому концептуально крепится
лирика группы, которая зиждется прочной смысловой системе, которая,
в свою очередь, плавно вытекает из лагутенковской музыки. Во как! В
общем, когда о "Мумий Тролле" уже написано все, что можно
и нельзя, когда под его странное поведение уже подведена какая-то логическая
база, когда его творчество уже запихнуто в какие-то нормативные рамки,
когда на основе его лирики уже защищают диссертации, начинаешь наполняться
пессимизмом и думать: а журналистам-то что делать прикажете? С одной
стороны, в покое оставить нельзя - персонаж, какой никакой, а культовый.
С другой же… Ну, сами понимаете.
Мысль
ВТОРАЯ (заумная о концептуализме)
Назвать концептуальным творчество господина Лагутенко язык не поворачивается,
а надо. Хотя бы потому, что единая мысль, единый определяющий замысел
всех нетленных шедевров "Мумий Тролля", цинично говоря, заключается
в том, чтобы ввести в заблуждение как можно больше народу, ибо многие
идеи их творчества понятны лишь в постугарных галлюцинациях.
Хотя, если быть ближе к искусству, творчество "Мумий Тролля"
есть чистейшей воды постмодернизм. Слова песен простые, плоские, дребезжащие,
но создающие ярчайшие образы, гениальные по своей простоте. Оцените,
например:
…Быть может, откопают через 1000 лет,
В фантиках жвачки и осколках монет,
Где вылизан весь берег не дошел до волны,
Где рельсы вылезали из кармана страны… ("Владивосток
2000")
Или еще похлеще:
…Вдыхаем цветы и на завтрак окиснем
И рядом друг с другом наверно повиснем.
Отсохнет, убьется, сломается ветка… ("Ранетка")
И дальше в том же духе.
Ну чем не концептуальное искусство? Причем, это не самые яркие представители
троллевской лирики. Ну а с названием альбома "Точно ртуть алоэ"
Лагутенко уже даже себя перещеголял. Это уже унижение речи, опошление
смысла, но, тем не менее, это способность указать на иную, молчаливую
реальность, для которой нет и не может быть слов. Другими словами, происходит
обессмысливание того, что мы знаем, ради более полного знания того,
чего мы не знаем.
И как бы не морщили носы маститые критики, и не ругали в припадке ярости
культурологи, будь то фуги Моцарта или творчество "Мумий Тролля"
и то, и другое искусство, правда существующее на определенных временных
отрезках. Ну а в случае с Ильей Лагутенко, его искусство занято творческим
пересозданием действительности: акцентируются одни ее элементы, ретушируются
другие, а выигрывает в целом сам контраст искусства и действительности.
Мысль
ТРЕТЬЯ (самая пафосная и последняя)
Говорить о творчестве "Мумий Тролля" можно долго, непрерывно
и продуктивно, но, что не говори, а эпитафию на нерукотворном памятнике
(см. мысль первую) писать еще рановато. Группа живет, здравствует и
продолжает удивлять нас новыми шедеврами. 28 октября в "Ледовом"
дворце (ст.м. "Проспект Большевиков") вы можете стать свидетелями
беспрецедентного явления в русско-лондонско-японской культуре начала
III тысячелетия. Имя этому явлению "Мумий Тролль".