MUSIC PARTY FON :)
V Фестиваль Старинной Музыки (концерт Жорди Саваля) /09.10.2002/

Я, как человек без музыкального образования и не искушенный филармоническими изысками, просто выскажу свои субъективные мысли на тему Фестиваля в целом и Жорди Саваля в частности. Где-то еще с середины первого отделения всчерашнего концерта я пыталась собрать ускользающие, разбредающиеся мысли в единую форму, пыталась понять, что я ощущаю, и зачем мне все это надо. Я до сих пор пытаюсь это понять, но кое-какие мысли уже во что-то сформировались и на что-то стали похожи. Первое замечание не совсем по сути. Первое, что бросается в глаза - это тусовка. Слово идиотское, имеющее, быть может, даже негативную окраску, и как бы парадоксально не было в данном случае, вполне уместное. Тусовка в разных смыслах. Это и компания людей, собравшихся в стенах филармонии, объединенные единым, общим интересом. Это и люди, пытающиеся угнаться за модными веяниями и ускользающими тенденциями в культурной жизни. Те, которые потом скажут: "Да, мы были на Фестивале Стариной музыки." Зачем? Просто потому, что это модно, стильно и добавляет шарма и веса в той же тусовке продвинуто-богемной элиты. Организаторам удалось в этот раз привлечь к фестивалю интересы обширной группы людей, пропиарить данное мероприятие по всем правилам и канонам попсушного шоу-бизнеса так, что разношерстная толпа готова драться за билеты. За 20 минут до начала в холле Филармонии творилось что-то страшное. Очередь к окошку администратора извивалась подобно змее, огибала колонны и терялась где-то на улице. Помимо представителей настоящей культурной интеллигенции, людей в возрасте, здесь было огромное количество молодежи: учащиеся консерватории, музыканты классической школы, любители рок-музыки, личности похожие на хиппи 60-х, такие же волосатые и разодетые в цветастые балахоны, представители испанского консульства - не даром же Саваль испанец, деятели искусства и современной шоу-биз тусовки, работники городской Администрации из Комитетов по Культуре и по подготовке к 300-летию СПб... Попался даже припанкованный экспонат с ирокезом, в кожаной куртке и десятком сережек в ушах. В общем, привлекли организаторы всеобщее внимание. Хотя, опять же, большинство в нашем городе по Филармониям-Консерваториям не ходит, и им, по большому счету, все это глубоко фиолетово. Ну, а что до людей тонко чувствующих из околокультурной тусовки, так внимание теперь к этому событию приковано намертво. Прежде всего, естественно, массированная раскрутка в средствах массовой информации, причем не абы каких, а расчитанных на эстетствующую аудиторию. Во-вторых, соответствующий или, скорей, наоборот, несоответствующий культурному событию в классическом его понимании, агрессивный, стильный, модный, крикливый дизайн. Хотя для привлечения широкой, но модной, аудитории данные средства хороши и просто необходимы. Так что, на мой взгляд, цель оправдана. Просто необходимо, чтобы в обществе от событий подобного рода исходил мощный импульс, резонанс для того, чтобы показать, что город не потерял звания Культурной столицы и, что у нас много чего происходит, чего многим и не снилось. А для этого раскрутка просто необходима. Поэтому появилась и буква "О" с двумя точками наверху. Узнаваемый "логотип", оригинальная "марка", простой но гениальный "лейбл", совсем уж вульгарно, но если на то пошло, - "бренд". В общем, к этому все и шло, а пятый по счету фестиваль уже не мог обойтись без бросающегося в глаза агрессивного "значка" - масштабы уже не маленькие. Про то, какие деньги крутятся на Фестивале, говорить не буду, но стоит лишь посмотреть на коммерческих спонсоров, как сразу становится понятно, что подобные мероприятия стало выгодно поддерживать. Ну, а следующий Фестиваль придется как раз на 300-летие города, и здесь уже никак не обойдется и без поддрежки Администрации города, а может, и президента.

Теперь о самом 8 октября. По программе - Жорди Саваль и его ансамбль "Hesperion XXI". Испанские мотивы, вокальные и инструментальные вариации. К сожалению, по одному концерту нельзя составить полного мнения ни о самом Фестивале, ни о Старинной музыке вообще. Так какие-то обрывочные впечатления, к тому же не до конца понятые. Несомненно, испанский менталитет и горячая натура современного человека насквозь просвечивает сквозь музыку XVI - XVII веков. Далее, не обошлось и без нововведений, каких-то современных изысков и открытий. Казалось бы, ну, чего еще нового можно изобрести в музыке, которой четыре сотни лет от роду! Так нет же! И отбивка ритма на деревянном корпусе арфы, и танцы под звуки кастаньет, и полушутливое общение с залом, и даже сам внешний вид некоторых участников проекта, в частности бородатого перкуссиониста Педро Эстебана. Цель достигнута вдвойне. Зал не просто получил, что хотел, но и то, что не ожидал, то, что в итоге понравилось и было воспринято на "ура". Начало: битком забитый малый зал Филармонии, люди стоящие по стеночке в три ряда. Финал: растянувшийся на полчаса из-за 4-х разового вызова на "бис".

В завершении, хотелось бы обсудить некоторые постулаты, которые были выдвинуты организаторами и заявлены в агрессивной черно-крассной модной афише. Цитирую: "Earlymusic НЕ является скучной музыкой, академической музыкой, концептуальной музыкой, костюмированной музыкой". В общем-то постулатами, то есть аксиомой эти понятия не являются. Пожалуй, о каждом словосочетании можно сказать много "приятного" отдельно, но, пожалуй, я и так много всего сказала. Добавлю лишь, что Earlymusic это еще и "чувственное наслаждение, роскошь и вкус, подлинный стиль и исторические инструменты, живые легенды и Золотой Петербург, другая жизнь здесь и всегда". Так сказали организаторы, и мне, пожалуй, больше нечего к этому добавить

         

 

Hosted by uCoz