MY WORKS
SKIF: заметки очевидца /26.04.2002/

Нельзя объять необъятное. Но, если все-таки, наплевав на все каноны, попытаться это сделать, можно попасть в капкан собственной беспечности и глупости. Курехинский фестиваль SKIF и есть это необъятное. Несмотря на то, что фестиваль проводится в шестой раз, SKIF - это неизведанная, таинственная планета, на каждом шагу таящая в себе опасность и неизвестные глубины.

Опасность разочароваться, не понять и не суметь отличить действительно новых, прогрессивных тенденций в современном искусстве от философского дуракаваляния. Но неизвестность притягивает и манит, а желание каждого зрителя и участника получить свои 15 минут славы любым путем становится невыносимым.
Хотя, наверное, SKIF приемлет всё. Любое проявление человеческой сущности, иногда органическое и естественное, а иногда агрессивное, многоголосное, какофоническое, идущее вразрез с неписаными устоями этики и морали, воспринимается в стенах ЛДМ спокойно, как должное.

Чего стоит, например, австрийский проект с названием Fuckheads! Концептуализм искусства в их понимании - это срывание искусственных покровов, в которые запрятано человеческое "Я", и обнажение этой самой истинной сущности. В прямом, причем, смысле. Долой абстракционизм! Человек не должен самолично додумывать творческую концепцию автора! Дорогу реализму, натурализму и пофигизму! Искусство должно быть осязаемо! В общем, группа Fuckheads (в вольном переводе "Трахнутоголовые") в этом театре абсурда всласть поизмывались над всем, что дорого простому человеку. Ребята, не скупясь, поливали себя краской, содрогались в конвульсиях, корчились в припадках. Видимо, так умирает "высокое искусство"… Ну, а на десерт Fuckheads занялись распеванием оперных арий. В принципе, ничего в этом странного нет, если бы не то, что пели они со спущенными трусами и веревкой натянутой (как бы это помягче выразиться) между нижней частью спины, повернувшись друг к другу. В общем, зритель испытал настоящий "культурный" шок.

Хотя, кроме творчески активных, но не вполне нормальных личностей, на фестивале попадаются настоящие самородки, чьей настоящей цены не знают ни они сами, ни люди их окружающие. Они просто делают то, что считают правильным, во что верят и чем живут. Veda Hile - меланхоличная канадская девушка в сопровождении трио музыкантов почти шепотом исполняющая свои несложные, но настолько трогательные вещи, что пронимает до дрожи. Единственная тлеющая свечка, отбрасывающая суетливые блики и чудом освещающая малый зал ЛДМ, создает неповторимое ощущение чего-то неизбежного и неотвратимого.
Пестрая многочисленная толпа, свыкнувшись с ритмом бешеного нон-стопа, плавно перетекает из одного зала в другой. Лиричность и относительное спокойствие сменяется накалом страстей и бурей обнаженных до предела эмоций. Трио Steamboat Switzerland необыкновенно мощный коллектив, включающий в себя орган, бас и барабаны. За полтора часа не смолкающих ни на секунду инструментов, в большом зале ЛДМ не было свободных мест. Иногда импровизация, иногда четко выверенная последовательность звуков - это их музыка, в которой слышится то шум природы, то механический гул гигантского мегаполиса.

SKIF уже давно стал саморазвивающимся организмом, несмотря на тщетные попытки организаторов запереть его в определенные рамки. В этом году впервые в "Скифе" принимают участие авангардные модельеры. Мурашки пробежали по коже от почти театрального показа коллекции Анны Беляковой "Контрабанда". Андрей Бартенев, как всегда, устроил настоящее шоу на этот раз с обмазыванием героев перфоманса вареньем, осыпанием зрителей мукой, перьями и раскидыванием по фойе рулонов туалетной бумаги. Зритель, почувствовавший себя причастным к "высокому искусству", долго потом отряхивался, чистил перышки, но был доволен. Не меньший восторг вызвала коллекция самого авангардного модельера Питера Светланы Петровой "Круговорот звездного вещества в природе", где обнаженные тела моделей кое-где были прикрыты изделиями сантехнического предназначения: душами, шлангами и кранами. Периодически на подиуме что-то горело и взрывалось, обдавая шарахающуюся толпу фейерверком огненных искр.

SKIF эволюционирует, сообразуясь лишь с ходом времени и с требованиями эпохи. Ни самый смелый, ни самый примитивный проект не будет жить, если его не примет Время. Но Время стало всеядно. Оно проглотит и не подавится творчество гения и жалкую попытку самореализации наивного бездаря, считающего себя талантливой мегазвездой.

- Мы проводим тщательный отбор. Дойдя до полного физического и психологического истощения, мы клянемся себе, что в следующий раз сократим количество участников на 30%. В следующем году их число возрастает на 20%. Полный бред! - Говорит художественный директор фестиваля SKIF Алексей Плюснин.

В этом году опьяняющий коктейль из джаза, блюза, рока и этнических мотивов оказался приправлен не только модным дефиле, но и выступлением никому не известной певицы, творящей в жанре в просторечии именуемым "попсой". Певичка спела одну коротенькую песню и удалилась восвояси, народ даже не успел удивиться. Но ни это ли и есть истинная курехинская поп-механика?

На "Скифе" возможно все. Все, кроме банальности. Как было возможно в поп-механике. Но SKIF есть полнейший эскейпизм, уход от реальности путем поглощения чистого искусства. Искусства, которое никто не сдерживает. Атмосфера непрерывного, хаотического движения, ощущение непрекращающегося процесса, несущего в себе невероятную энергетику, процесса, который отдан сам себе и которым никто не управляет. Это можно почувствовать только здесь.

SKIF, на первый взгляд, оркестр без дирижера, но потом становится ясно, что Сергей Курехин, невидимо стоя над всеми участниками фестиваля, сквозь время, вечность и ирреальность существования, виртуально дирижирует слаженным творческим организмом. Однажды Сергей Курехин сказал, что "поп-механика" - это ритуал, посвященный тайным богам". Не ошибусь, если скажу, что сегодня SKIF - это тот же ритуал, посвященный самому Курехину.

/© Наталья Белотелова © ж-л "Ночной Портье" # 5(32) - 2002г./ /на главную/
         

 

Hosted by uCoz